HotLog '>Страничка учителя-дефектолога

 

Муниципальное автономное дошкольное

обраZОVательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 48 "Чайка"

Малышевского муниципального округа 

основано в 1975 году

Страничка учителя-дефектолога

 

 

 

учитель-дефектолог Пургина Лилия Владимировна

образование: высшее профессиональное, без категории,

педагогический стаж работы - 16 лет

 

  

  

         март 2025

 

 

Консультация учителя-дефектолога для родителей

«Воспитываем самостоятельность»

 

Воспитание ребенка – это многогранный процесс, требующий особого подхода. Вместо того, чтобы навязывать своим детям то, что нам кажется правильным, следует действительно воспитывать их. И одним из важных аспектов такого воспитания является развитие самостоятельности. Что же подразумевается под самостоятельностью?

Самостоятельность – это качество личности, которое включает в себя способность инициировать действия, ставить перед собой цели и добиваться их самостоятельно.

Самостоятельные действия детей развивают мышление, память, внимание, крупную, мелкую моторику. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – родители торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в силы, приучают надеяться на других.

Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании. Может сам раздеться и т. д.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место для хранения предметов туалета (носовых платков, носков, резиночек, заколочек), постоянное и удобное место для вещей и т. д.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создание условий ещё не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности и самообслуживания, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат. Даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

При воспитании у детей самостоятельности и самообслуживания учитываются возрастные особенности. Так, если поручить ребёнку, которому нет ещё трёх лет, самостоятельно завязать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определённого результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребёнка.
Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он владеет в дошкольном возрасте.

 

Правила воспитания самостоятельности по возрастам:

 

Ранний возраст

 

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, кушать или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи.

3. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

4. Необходимо всячески поощрять стремление к самостоятельности. Ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведро и тряпку. У ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

 

Дошкольный возраст

 

1. Нужно давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует  помочь с выбором. Поясняя, например, что сейчас зама, на улице мороз, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из теплых вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.  Обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. 

 

Основное правило при воспитании самостоятельности:

 

Стремимся стать для наших детей хорошим примером. Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и взрослых. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям. Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».

 

Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!

 




 

 

 

 

 

   февраль 2025

 

 

Консультация для родителей

 

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация учителя-дефектолога для родителей

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание.  Специалисты рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. То есть, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Начинать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

При  организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, используйте разнообразные приемы:

  • пальчиковая гимнастика
  • показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок.
  • конструирование из счетных палочек
  • лепка из соленого теста, пластилина или глины
  • разрывание бумаги на мелкие кусочки
  • сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги
  • выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур
  •  «нанизывание» бус и пуговиц на леску, тесьму или проволоку
  • завязывание бантов и узлов
  • перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.),сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки шерстяной или хлопковой пряжи в клубки.

 

Пальчиковая гимнастика

 

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

 

Самомассаж кистей рук и пальцев

 

- Массаж пальцев.

Массаж пальцев начинают с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками») .

- Массаж ладонных поверхностей.

Массаж проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

- Массаж грецкими орехами.

Предлагается:

O  катать два ореха между ладонями;

O  прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки;

O  удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

O  удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

- Массаж «четками».

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.

Вырезание ножницами

 

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие.

 

Аппликация

 

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

 

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

 

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

 

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

 

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Игры-шнуровки

 

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками.. Например, ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика),к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Также это могут быть: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Или изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Рисование, раскрашивание

 

Раскрашивание - один из самых интересных видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

 

Штриховка

 

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка.

Таким образом, упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. То есть развивая пальцы рук , мы развиваем речь и мышление ребенка.

 

 

 

 

     июнь 2024

 

 

    Консультация учителя-дефектолога для родителей «Нарушение сенсорной интеграции»

 

 

Плохое поведение, агрессивность, слабая обучаемость у детей все чаще находят медицинское объяснение. Тех, кого еще недавно образовательная система отправляла за борт счастливого будущего, оказывается, часто можно было вылечить. Одно из таких легко исправимых состояний — нарушения сенсорной интеграции. 

Комфортный контакт с миром

Сенсорная интеграция — это умение складывать воедино сигналы органов чувств. Благодаря этому процессу малыш гармонично встраивается в окружающий мир и познает его. У сенсорной интеграции есть три уровня, которые осваиваются ребенком последовательно: 

u Телесное самоощущение: понимание положения собственного тела (проприоцепция), чувство равновесия и движения (вестибулярные ощущения) и чувство вибрации.

u Зрение, слух и тактильные ощущения, включая обоняние, вкус и осязание.

u Высшая нервная деятельность: речь, счет, самооценка, внимание, способность регулировать поведение, творческие способности. 

Освоение первого уровня ребенок начинает еще до рождения: он ощущает шевеления тела матери, свои движения. Развитие сенсорной интеграции продолжается до младшего школьного возраста. 

Правильно освоенный базовый уровень дает надежный фундамент для второго. Ребенок растет, становится способен воспринимать больше данных, которые передают органы чувств. Затем на базе сенсорной интеграции формируется социальное поведение. 

А если что-то пошло не так?

Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в двух вариантах: гиперчувствительность, когда ребенок негативно реагирует на стимулы, спокойно воспринимающиеся другими (чаще это тактильные или слуховые сигналы), или гипочувствительность, когда ребенок не воспринимает сигнал нормальной интенсивности. 

Родители могут заметить проявления нарушений сенсорной интеграции, если ребенок: 

u поздно начинает переворачиваться, сидеть, стоять, ходить;

u избегает некоторых фактур (например, песка, бумаги, пластилина), отказывается от пальчикового рисования, остро реагирует на отдельные звуковые или слуховые раздражители;

u неправильно, неудобно берет ложку, карандаш, фломастер;

u с возмущением реагирует на громкие звуки или яркий свет;

u плохо удерживает внимание: переписывая текст, регулярно пропускает буквы или целые слоги, не дослушивает задание;

u постоянно путает право и лево;

u у ребенка не получается кататься на велосипеде, он избегает качелей или каруселей, или наоборот, слишком ими увлечен;

u избегает активных движений, неуклюжий;

u слишком много и быстро двигается;

u есть нарушения мелкой моторики;

u есть задержка развития речи;

u не переносит, когда другой человек подходит слишком близко, не играет с другими детьми;

u испытывает сложности в обучении, особенно чтению и письму, быстро утомляется;

u не может сконцентрироваться, в поведении часто проявляется импульсивность;

u не может планировать свои занятия и поведение.

Все эти признаки могут указывать на нарушение сенсорной интеграции, а могут иметь другие причины. 

Нарушение сенсорной интеграции – это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущей от органов чувств к различным центрам головного мозга.

  Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью. Для диагностики применяются стандартизированные тесты, включающие серии проб на исследование сенсорных функций разных модальностей. Лечение проводится с помощью психокоррекции, в частности методом сенсорной интеграции.

 

Коррекция нарушения сенсорной интеграции

Ключевая стратегия занятий – организация активностей, которые способны усилить ощущения. Используются игры и упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, проприоцепторы, тактильные, визуальные и слуховые рецепторы. Специалист следит за реакцией ребенка, усиливая или уменьшая силу воздействия. Коррекционный комплекс состоит из нескольких блоков:

u Вестибулярные, проприоцептивные стимуляции. Проводятся игры с линейным, угловым перемещением, преодолением сопротивления движению, изменением скорости. Используются разнообразные качели, платформа-планер, горки. Формируется образ тела, представление о его положении в пространстве, об активности мышц.

u Тактильные стимуляции. Для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу, применяются различные виды прикосновений. Возможные варианты: растирание щетками, массаж текстурными тканями, вибраторами. Также рекомендованы игры в сухом бассейне, пересыпание круп руками. Основной принцип – занятия должны успокаивать.

u Зрительные стимуляции. Проводятся игровые упражнения с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопами. Эффективна работа с песком, театр теней. Для детей старшего возраста применяются более сложные образы, задания на оценку расстояния, восприятие перспективы.

u Вкусовые и обонятельные стимуляции. Чтобы расширить опыт восприятия выполняются задания с натуральными продуктами (фрукты, овощи), душистыми растениями, специями. На начальных этапах предлагается просто побыть вблизи источника аромата, далее – нюхать его, пробовать на вкус, разделять по группам.

u Слуховые стимуляции. Включают игры с погремушками, музыкальными инструментами, емкостями, заполненными песком, крупами. Хороший эффект дает работа с аудиозаписями различных звуков (с шумом дождя, пением птиц, голосами). Предлагается внимательно прослушать их, определить источник.

 

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекционно-развивающих мероприятий зависит от возраста пациента: чем раньше начаты занятия, тем выше вероятность положительных изменений. Также важно учитывать причину нарушения сенсорной интеграции: сенсорный дефицит в опыте корректируется легче, чем дезинтеграция, вызванная серьезными органическими поражениями мозга. Профилактика заключается в организации разнообразного взаимодействия ребенка с окружающей средой: занятия спортом, манипуляции предметами с различными текстурами, игры на дифференциацию звуков, зрительных образов.

 

Литература

1. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова. - 2007.

2. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра/ Чулкова Р.Н.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №2-4.

3. Нарушения сенсорной обработки у детей/ Садовская Ю. Е., Блохин Б. М., Троицкая Н. Б., Проничева Ю. Б. // Лечебное дело. 2010. №4.

4. Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Шиповой. - 2013.

 

 

  

 

  декабрь 2023

 

 

    Консультация учителя-дефектолога для родителей «Зачем учить стихи?»

 

         Давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов.

         1. Развивается память.

         2. Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

         3. Увеличивается активный словарь детей.

         Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.

         Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.

         Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.

         Ребенок  может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

         4. Формируется чувство языка.

         Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

         5. Развивается фонематический слух.

         Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.

         Заучивание стихов в детском возрасте является важным не только обучающим, но и воспитательным моментом. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько.

частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

Когда начинать учить с малышом стихи?

         Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…» Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки. Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек в вашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи.

         Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Вот и рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи. Конечно, очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.

         Помните, как нас всех в детстве заставляли учить стихи?

         Думаю, все помнят, как не хотелось нам запоминать поэтические строчки. Но это всё было от того, что никто и никогда не объяснял ребёнку, как быстро и правильно выучить стихотворение, какие существуют приёмы и секреты.

         Многие молодые мамы, вспоминая своё безрадостное мироощущение, при заучивании стихов, решают не мучить своё чадо и не заставлять учить стихи. Например, в очень многих странах нет такой тенденции, как заучивание стихотворений наизусть, не только в детском саду, но и в школе.

 

Как правильно учить стихи?

 

         * Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

         * Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

         * Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

         * Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

         * Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

         * И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов:

         Визуальный (зрительный)

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки- маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку- кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

 Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

 

 

 

 

 

 

   октябрь 2023

 

 

Совершенствуем внимание и память ребенка

 

 

Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно развитая концентрация внимания и объём памяти являются условием неэффективного обучения ребёнка в школе. Подобные недостатки могут быть устранены только благодаря организованной работе как учителя-дефектолога, так и семьи.

Игры на развитие внимания и памяти с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность –  концентрацию внимания. Большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать

Внимание – это крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании.

Предоставляю Вашему вниманию несколько таких игр и упражнений, которые Вы сможете выполнять с детьми дома.

 

Игры на развитие памяти для детей до 3 лет:

 

«Куда спрятался?» Мама прячет предмет (яркую игрушку, мячик), ищет и находит вместе с малышом (под подушкой). Ребенок отворачивается, мама прячет игрушку в то же место, малыш сразу ее находит. Мама снова просит отвернуться и прячет предмет уже в другое место (в шкаф), снова ищут вместе. В следующий раз предмет следует спрятать под подушку. Скорее всего, ребенок станет искать там, где в последний раз видел его (в шкафу), не найдя, он обязательно заглянет туда, где находил дважды.

«Кто как разговаривает?» В эту игру можно играть даже с еще не говорящими детьми. Разложить картинки с изображением животных. Произносить звуки, подражая зверям: «мяу» - ребенок показывает на кошку, «гав» - на собаку, «му-у» - на корову.

«Вспомни и покажи» Разложить от 3 до 5 картинок перед ребенком. Картинки должны быть большие, яркие и интересные. Дать малышу некоторое время посмотреть на них, затем перевернуть. После этого попросить его показать, где спряталась, например, кошечка. Ребенок переворачивает картинку. А где спрятался козленок? Ребенок должен найти и перевернуть нужную картинку.

 

Игры для развития памяти для детей 4-5 лет:

«Магазин» Развивает слуховую память. Перед ребенком выкладывается «товар»: игрушки, продукты, другие предметы. Мама просит сходить в «магазин», перечисляя, что нужно «купить»: хлеб, машинку, ручку, пластилин. Малыш все названное должен запомнить и самостоятельно положить в корзину. Сначала называется 4-5 предметов, с каждым разом количество увеличивается.

В возрасте 4-5 лет важно развивать связь между разными видами памяти. Для этого можно попросить ребенка представить, например, яблоко, любимую игрушку, подругу, друга и подробно описать их.

«Повтори движения» Развитие двигательной памяти. Ребенок вслед за мамой должен повторить движения по порядку. Это может быть просто набор движений (присесть – подпрыгнуть – постоять на одной ноге) или же какой-то простой танец.

 

Игры для развития памяти для детей 6-7лет:

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации у детей. И хотя память все еще носит в основном непроизвольный характер, уже можно учить с ребятами те стихотворения, прозаические отрывки, роли в спектаклях, которые необходимы для конкретной цели и ситуации.

Важно учить с ребенком стихотворения. Это уже не простые четверостишия Барто, а, например, детская поэзия Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Толстого.

 «Зоопарк» Начинается со слов: «Сегодня я был в зоопарке и видел там слона (любое другое животное)». Мама продолжает: «Сегодня я была в зоопарке и видела там слона и жирафа». Папа повторяет предыдущих животных, добавляя своего. Ребенок повторяет животных в том же порядке, в котором называли игроки, говорит нового. Ход переходит к первому игроку, который также повторяет все с начала, прибавляя своего зверя.

«Запомни слова» Мама громко и четко произносит слова в определенном порядке (от 8 до 12), затем просит ребенка произнести все, что он смог запомнить. При этом порядок не столь важен. Считается отличным результатом, если малыш назовет все слова или не назовет только 2. Если же ребенок запомнил только треть, то над вниманием и памятью стоит поработать.

 

 

 

 

  декабрь 2022

 

 Консультация для родителей "Дошкольники с ЗПР"

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения